
II Всероссийская научно-практическая сессия
«Специальное и инклюзивное образование 2025: детский сад в условиях цифровой среды»

Зачем участвовать в научно-практической сессии?
Сессия пройдет в формате открытого пространства для обобщения и обмена инновационными практиками применения цифровых образовательных технологий при обучении дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Участники Сессии получат:

Сертификат участника II Всероссийской научно-практической сессии «Специальное и инклюзивное образование 2025: детский сад в условиях цифровой среды»

Доступ к записям выступлений по всем секциям научно-практической сессии;

Членство в сообществе педагогов дошкольного образования МЭО с правом участия в образовательных мероприятиях и использования методических материалов.
24 ФЕВРАЛЯ. 1 ДЕНЬ
Дошкольное образование детей с ОВЗ в цифровую эпоху: возможности, перспективы и тренды
На пленарном заседании будут рассмотрены следующие вопросы:
- тенденции развития специального и инклюзивного образования;
- включение цифровых технологий в образовательный процесс при обучении детей с особыми потребностями;
- необходимость адаптации цифрового образовательного контента к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом современных вызовов.
Модератор: Кондаков Александр Михайлович, д.п.н., член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО «МЭО»
Спикеры:
- Соловьева Татьяна Александровна, д.п.н., член-корреспондент РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»
- Долуев Иван Юрьевич, к.и.н., зам. руководителя проектного офиса, руководитель проектной группы «Развитие» проекта госпитальных школ “УчимЗнаем”, заведующий лабораторией госпитальной педагогики ФГБНУ ИРЗАР
- Волосовец Татьяна Владимировна, к.п.н., первый заместитель председателя Совета — координатор проектов в сфере науки, образования и просвещения ВОО «Воспитатели России»
Управление детским садом при реализации ФАОП ДО: успешные и инновационные практики
На круглом столе будут рассмотрены следующие темы:
- возможности ЦОС для повышения качества образования детей особыми образовательными потребностями;
- правила разработки и ведения локальных нормативных актов по организации образовательного процесса в ЦОС для детей с особыми образовательными потребностями;
- роль инновационной деятельности в развитии ДОО;
- непрерывное профессиональное развитие специалистов ДОО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями;
- использование цифровых инструментов для реализации преемственности между детским садом и школой для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модератор: Солянникова Оксана Игоревна, ведущий методист отдела апробации и методического сопровождения ООО «МЭО».
Спикеры:
Мухитдинов Артур Нуриевич, заместитель начальника Управления образования администрации города Снежинск Челябинской области
Мельцер Наталья Борисовна, руководитель проектов дошкольного образования ООО «МЭО»
Маркина Екатерина Александровна, заведующий МБДОУ № 25 г. Снежинска
Лузянина Ульяна Александровна, заведующий МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № 59 комбинированного вида «Апельсин» Кемеровской области
Чередникова Екатерина Владимировна, к.п.н., заместитель директора МБОУЛ «ВУВК им. А.П.Киселева»
25 ФЕВРАЛЯ. 2 ДЕНЬ
Цифровые ресурсы в работе воспитателя: новые возможности при обучении дошкольников с ОВЗ
В рамках работы методической мастерской будут продемонстрированы:
- включение цифровых ресурсов в образовательную деятельность групп комбинированной и компенсирующей направленности;
- возможности использования ЦОС «МЭО Детский сад» при реализации ФАОП ДО;
- успешные практики работы воспитателя в ЦОС с детьми с особыми образовательными потребностями
Модератор: Горностаев Игорь Сергеевич, ведущий методист отдела инклюзивного образования ООО «МЭО»
Эксперт: Ерышева Анна Юрьевна, учитель-дефектолог, консультант-методист ОАНО «МЦШ БИТ»
Спикеры:
Михайленко Вера Андреевна, воспитатель отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
Бокарева Ирина Рафаилевна, Батенева Юлия Игоревна, воспитатели МАДОУ № 24 г. Снежинска.
Фазылова Валентина Владимировна, Шлемова Кристина Валерьевна, воспитатели МБДОУ «ЦРР — Д/С № 41» г. Сатка
Корзникова Ольга Юрьевна, Жензерова Ольга Владимировна, воспитатели МБДОУ «ЦРР — Д/С № 41» г. Сатка
Бажибина Наталья Викторовна, учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 2126 «Перово»
Взаимодействие специалистов детского сада при реализации ФАОП ДО
В рамках работы методической мастерской будут продемонстрированы:
- формы взаимодействия различных специалистов при работе с детьми с ОВЗ в ЦОС;
- интеграция коррекционно-развивающей работы в различные образовательные области;
- успешные практики взаимодействия специалистов ДОО при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Модератор: Ульянова Любовь Алексеевна, ведущий специалист регионального просветительства МЭО в Челябинской области.
Спикеры:
Цветкова Лариса Станиславовна, заведующий МДОУ «Д/с Россияночка», г. Тихвин
Ильясова Юлия Равильевна, учитель-логопед МБДОУ «ДС № 124 г. Челябинска», Абдуллина Розалия Абдулгазисовна, воспитатель МБДОУ «ДС № 124 г. Челябинска»
Анисимова Алена Михайловна, Голубчикова Наталья Владимировна, воспитатели, Ковалева Анна Сергеевна, учитель-дефектолог МБДОУ № 26, г. Снежинск
Буркова Галина Салимгареевна, учитель-логопед, Гусейнова Элура Малик гызы, воспитатель, Уфимцева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 102 город Екатеринбурга
Киселёва Татьяна Валериевна, учитель-дефектолог, Перминова Наталья Сергеевна, Гафарова Ирина Наилевна, учителя-логопеды МБДОУ «ЦРР — Д/С № 41» г. Сатка
Моисеева Ольга Владимировна, старший воспитатель , Круликовская Татьяна Александровна, музыкальный руководитель МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»
26 ФЕВРАЛЯ. 3 ДЕНЬ
«Цифровой помощник логопеда» как инструмент по преодолению речевых нарушений
В рамках работы кейс-лаборатории будут рассмотрены следующие вопросы:
- использование ЦОС «МЭО Детский сад» в работе логопеда;
- особенности работы с онлайн-курсом «Цифровой помощник логопеда»;
- возможности ЦОС «МЭО Детский сад» для речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР.
Модератор: Юлдашева Анастасия Павловна, младший научный сотрудник ФГБНУ ИКП, логопед, дефектолог
Спикеры:
Иванова Наталья Сергеевна, учитель-логопед отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
Иванова Светлана Анатольевна, учитель-логопед «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Аши Челябинской области
Сомкина Ольга Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ «ДС № 356 г. Челябинска»
Погибелкина Оксана Юрьевна, Фоминых Елена Николаевна, учителя-логопеды МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 102 г. Екатеринбурга
Никонюк Светлана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 5» г. Поворино
Ластовыря Ирина Александровна, учитель-логопед, МК ДОУ БГО Детский сад № 21 комбинированного вида г. Борисоглебск
Михайликова Марина Ивановна, учитель-логопед МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва»
Можно ли преодолеть трудности в обучении в дошкольном возрасте?
В ходе дискуссии будут обсуждаться следующие вопросы:
- Что такое «школьная неуспешность» и можно ли ее предупредить в дошкольном возрасте?
- Является ли успеваемость единственным проявлением «трудностей в обучении»?
- Как помочь воспитателю, работающему с детьми с трудностями в обучении?
Модератор: Горностаев Игорь Сергеевич, ведущий методист отдела инклюзивного образования ООО «МЭО»
Спикеры:
Чичканова Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Крылова Ольга Игоревна, тьютор, педагог дошкольного образования Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»
Ворошилова Елена Леонидовна, к.п.н., Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ ИКП
27 ФЕВРАЛЯ. 4 ДЕНЬ
Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к использованию цифровых ресурсов в работе с детьми с ОВЗ
В рамках экспертного диалога будут рассмотрены следующие вопросы:
- ключевые компетенции, которые должны развиваться у будущих педагогов дошкольного образования для эффективного использования цифровых ресурсов в работе с детьми с ОВЗ;
- примеры успешной практики подготовки студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях ЦОС;
- проведение практик студентов в условиях ЦОС.
Модератор: Титаренко Наталья Николаевна, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент
Спикеры:
Прокопьева Наталия Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, ГПОУ "Беловский педагогический колледж"
Максименко Наталья Васильевна, заместитель директора по учебной работе ГПОУ "Новокузнецкий педагогический колледж”
Горностаев Игорь Сергеевич, ведущий методист отдела инклюзивного образования ООО «МЭО»; ст. преп. кафедры специального дефектологического образования АНО ВО «Российский Новый Университет» (РосНОУ)
Преемственность в обучении детей с особыми образовательными потребностями
В рамках интернет-семинара будут рассмотрены следующие вопросы:
- каким образом карты наблюдения могут быть интегрированы в педагогическую практику воспитателей дошкольных образовательных организаций с целью определения психологической готовности ребенка к школе?
- какие методы анализа и интерпретации данных, полученных с использованием карт наблюдения, могут помочь воспитателям принимать более обоснованные решения в работе с детьми, во время подготовки их к школе?
- какие критерии и показатели могут быть наиболее значимыми для определения психологической готовности ребенка к школе?
- как в ЦОС можно обеспечить реализацию адаптированных программ на уровнях дошкольного и начального общего образования?
Модераторы:
Горностаев Игорь Сергеевич, ведущий методист отдела инклюзивного образования ООО «МЭО»
Спикеры:
Смирнова Лилия Ильдаровна, руководитель методического объединения педагогов дошкольного образования Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем»
Никитина Надежда Викторовна, старший воспитатель МАДОУ № 97 «Детский сад присмотра и оздоровления», г. Кемерово
Буденная Ирина Олеговна, зам. директора по УВР ГБОУ школа № 300 Центрального района Санкт-Петербурга
Ерышева Анна Юрьевна, учитель-дефектолог, консультант-методист ОАНО «МЦШ БИТ»
28 ФЕВРАЛЯ. 5 ДЕНЬ
Коррекционная педагогика в вопросах и ответах
Автор-вопросов — Горностаев И.С.

